Страдание и наслаждение

   Чаще всего человек начинает искать смысл жизни под влиянием страданий. Так уж устроен человек, что в счастье он не склонен анализировать свою жизнь и искать высокий смысл бытия.

    Иногда, непредвзято взирая на это счастье и на предмет его, приходится только разводить руками и удивляться, настолько банальным и даже убогим кажется оно со стороны. Но так или иначе, лишившись своего большого или маленького счастья, человек испытывает толчок к поиску смысла жизни. Причем страдания заставляют человека искать такой смысл, который не подвержен превратностям судьбы.

    Все познается в сравнении. Обычно человек принимает за истинное счастье только сильное ощущение этого состояния. Удар судьбы расставляет все по местам. Человек начинает понимать чего лишился. И это переосмысление незаметного и обыденного счастья, которое безвозвратно ушло, также влечет человека к поиску смысла своего существования, к обретению духовного якоря в настигшей его жизненной буре. 

   Почему страдания заставляют искать смысл жизни?

   Потому, что они грубо обнажают беззащитность человека перед реалиями жестокого мира. Вдруг оказывается, что этот мир со всеми его маленькими радостями и большим счастьем является призрачным.

   Страдания подталкивают человека на поиски смысла жизни, а найдя его, он осознает значение и самих страданий. И это облегчает его горе.

   Одно из самых сильных страданий, терзающих человека, — чувство духовной пустоты, ощущение так называемого экзистенциального вакуума. Это чувство посещает человека даже тогда, когда, как говорится, дом — полная чаша. Духовную пустоту не могут заполнить не только никакие материальные блага, но и ценности, которые обычно считаются духовными, — литература, музыка, театр… Опустошенность души часто переходит в более болезненное состояния: уныние и отчаяние. Из этих состояний человек не может выбраться, пока не обретет истинный смысл жизни, а истинный смысл жизни наступает тогда, когда удар судьбы выбивает человека из привычной колеи. Человек теряет под собой почву, а ложный смысл в критической ситуации оказывается не крепким фундаментом, но зыбким песком. В такой момент жизни в душе происходит переоценка жизненных ориентиров. Человек, поняв ложность своего жизненного смысла, начинает искать истину.

   Человек, познавший смысл жизни, страдает меньше, чем живущий без всякого смысла. Смысл жизни — это якорь, который удерживает человека от гибели во время жизненных бурь. И это справедливо, ведь любая мировоззренческая доктрина, которую искренне воспринял человек, утешает его и помогает бороться с невзгодами жизни. И наоборот, большинство самоубийств совершают люди, которые не нашли мировоззренческую систему, объясняющую смысл и значение страданий.

  Способность противостоять жизненным испытаниям зависит от качества смысловой доктрины, воспринятой человеком. Насколько она возвышена, настолько и укрепляет человека в страданиях. Однако лишь в том случае, если он твердо верит в избранный смысл и обладает твердым характером. Иначе даже истинный смысл бессилен ему помочь. Основным фактором в борьбе со страданиями является вера. Именно непоколебимая вера в некий смысл, истинный или ложный, дает человеку силы в этой борьбе. Однако при равной силе веры человек, исповедующий истинный смысл, намного успешнее противостоит страданиям, чем держащий хоть и утешительного, но ложного смысла.

  Как только человек находит смысл жизни, наступает наслаждение от жизни. Человек приобретает смысл в жизни, наступает момент счастья.

  Однако смысл жизни и счастья — понятия различные. Они имеют нечто общее и неким образом взаимосвязаны, но это не делает их тождественными. Смысл связан с духом человека, является потребностью духа, он движет им и удовлетворяет его жажду. Когда дух удовлетворен осуществлением смысла, душа испытывает наслаждение в виде счастья.

   Счастье является потребностью души человека. Счастье — как бы награда за осуществление смысла жизни на практике. Когда человек нашел смысл и успешно ему следует, то появляется счастье. Оно приносит человеку чувство удовлетворения и радости, потому, что он живет в гармонии со смыслом своего бытия и осуществляет его в реальных действиях.

   Смысл жизни занимает по отношению к счастью главенствующее положение. Без  смысла человек не может полноценно существовать. Потеря смысла, даже самого примитивного, неминуемо ведет к деградации личности.

  Протоиерей Вячеслав Тулупов.


Рейтинг@Mail.ru





Рейтинг@Mail.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *